​Чем несвобода гуманнее свободы. К скандалу с Христом-порнозвездой в новосибирской постановке «Тангейзера»

Андрей Сорокин

Министерство культуры РФ опубликовало свою позицию итогам общественных слушаний, которые, в свою очередь, были посвящены скандальной постановке оперы якобы Рихарда Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета.

«Якобы» – это вот почему. Режиссёр постановки Тимофей Кулябин внёс некоторые творческие усовершенствования в несовершенный до него замысел несовременного композитора. В итоге устаревший сюжет обогатился порнофильмом с участием упитанного И.Христа и богини Венеры, вокруг которого и разыгрывается дальнейшее действо – со страданиями Художников, мракобесиями церковников, происками бюрократов, кинофестивальными интригами, сочувствиями Утончённой Прогрессивной Общественности и символичным цветением папского посоха в знак торжества Художественной Правды.

В общем, как нетрудно установить, лавры французских карикатуристов из пресловутого «Шарли Эбдо» российскому творческому сословию покоя не дают.

Однако, в отличие от парижского шоу торжества свободы и толерантности, в Сибири до греха смертоубийства дело покамест не дошло. Потому что у нас-то, по счастью, нет свободы и толерантности, а есть как раз мракобесие, гонения и ватники.

В чём это выражается в новосибирском случае?

Во-первых, возмутились представители всех существующих в России религиозных конфессий. Разумеется, творческие и сочувствующие им меньшинства стремглав уличили Церковь в гонениях на искусство.

Во-вторых, возмутилось гражданское общество. То есть, конечно, по версии меньшинств, оно никакое не гражданское и никакое не общество, а ватники и колорады.

В-третьих, возмутилось государство в лице Министерства культуры, как мы и говорили в первых строках заметки. Ну, тут всё понятно: чего ж ещё ждать творческим меньшинствам от сертифицированного душителя свобод Мединского?

То есть в этом случае мы с вами наблюдаем нравственное и ценностное единство власти, народа и духовенства (подчёркиваю, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности). И именно это единство по мере сил сегодня ограждает творческие свободы от физического насилия – за что меньшинства могли бы и спасибо сказать родной стране вместо завываний об ущемлениях.

Кстати, об ущемлениях. В чём они предметно выражаются?

А вот в чём: «…Минкультуры считает правильным внести в постановку необходимые изменения, а также принести публичные извинения всем, чьи религиозные чувства были задеты. Не считая цензуру допустимой, мы напоминаем о нашем праве, более того — обязанности в рамках реализации Основ государственной культурной политики принимать в крайних случаях административные и финансовые меры в отношении государственных учреждений культуры, в том числе — лишать финансирования подобные постановки. В связи с большим количеством запросов о суммах финансирования постановки оперы «Тангейзер», гонорарах режиссёра и актёров, Минкультуры России организует проверку финансово-хозяйственной деятельности Новосибирского государственного академического театра оперы и балета».

Эээ… Надо ли уточнять, что конкретный театр оперы и балета вместе с конкретным креативным режиссёром не является субъектом рыночной экономики, а целиком и полностью находится на государственном коште? Надо ли напоминать, что на том же государственном коште целиком и полностью находятся в большинстве своём и остальные творческие меньшинства – даже те из них, которым кажется, что они «зарабатывают сами»?

Не надо уточнять и не надо напоминать.

Таким образом, в завываниях меньшинств об ущемлениях мы с вами видим конкретный пример жульничества: когда демагогически смешиваются понятия «кормление за счёт государства» и «презрение к народу и нравственным ценностям этого государства». Вот при внятном обозначении этих понятий – как-то всё яснее становится, не правда ли?

Однако главное в этой истории – не меньшинства. Нам же, в общем-то, по барабану смешение понятий и прочие магические потоки в творческих сознаниях. В конце концов, как бы это выразиться, неортодоксальность мышления и восприятия реальности – это нормальная профессиональная характеристика творческих сословий.

Главное в этой истории – государственная культурная политика. Вот как раз разводить творческие свободы, деньги и нравственные ценности без ущерба друг для друга – это и есть одна из её задач. То, что она в ручном режиме и в конкретных случаях решается конкретным Мединским, – это хорошо. То, что в этих решениях конкретный минкульт не самодурствует, а опирается на законы и системообразующие ценностные институты гражданского общества, – ещё лучше. А вот то, что реализация государственной политики требует ручного управления, но не описана скучными нормативно-правовыми формулировками, – это радует меньше. Тем более, что идеи, провозглашённые в подписанных тов. Путиными «Основах государственной культурной политики», несколько противоречат по-прежнему господствующему в теории и практике государственного строительства оголтелому либерализму. И вот с этим надо радикально что-то делать.

Войти с помощью:

Danila Ivanov 20 марта 2015 11:55

Безобразие. И нравственное разложение, никакого отношения к культуре это не имеет.

Также как "немецкое порно" не имеет отношение к Германской культуре.

Это результат, того что Новый мэр Новосибирска коммунист А.Е. Локоть, сговорился и поставил на пост руководителя городской культуры Анну Терешкову (жену местного олигарха... коррупция, какая коррупция?), и подругу другого "деятеля культуры" Марата Гельмана, именно она организовывала его выставки в Сибири, на деньги своего "папика".

Какой "руководитель культуры"... такая и "культура". Я думаю мы еще услышим про очередной выкидыш "культуры Новосибирска".

Классен Александр 21 марта 2015 06:01

На Новосибирских сайтах НГС, НГС Новости проводится целенаправленная работа по дискредитации православия. Чистку в той или иной степени необходимо проводить. В СМИ и культуре Новосибирска рулят откровенные либералы.

Sergey Kochemarov 21 марта 2015 06:55

Вот и в Новосибирске появились свои Шарли. Надеюсь им не избежать участи парижских единомышленников!

Борис Цой 21 марта 2015 12:09

Если режиссёр ставил цель ,убить православные ценности русского народа , он с этой задачей справился .Есть вещи которые нельзя трогать : духовные традиции православия собирались и охранялись тысячелетиями , эти ценности имеют глубинные корни , и тот , кто пытается уничтожить нравственные ценности русского народа - ВРАГ России , народа . Я , не ханжа , но если человек не знает русские традиции , он просто Негодяй ..

Nail Rikki 23 марта 2015 09:31

Очень странно в светском гос-ве Россия, слышать такие стенания в каментах. Ну не нравится вам постановка «Тангейзера», не ходите и не смотрите. Я вот мечтаю что бы они с гастролями приехали в Москву, я обязательно схожу посмотреть...

Basil Manokhin 26 марта 2015 07:15

Мы с братом, ватники и колорады, не меньшинства, совки, не побоюсь этого слова, категорически возражаем против гонений на якобы Тангейзера, режиссёра и уж тем более руководителя театра, клеймя всё это религиозным мракобесием. Театр - это штука такая. Это не газета, которую прочитали и тут же на скамейку бросили. Или в интернет выложили, и оно по всем пабликам через 4 минуты. Чтобы туда, в театр, попасть, нужно специально заплатить денег, и немаленьких. В курсе?

Мы бы ещё, возможно, согласились с претензиями нашего главпопа, если бы живот у него не был такой, что едва умещается в его представительском мерседесе.

Vladimir Alexeevich Krylov 28 марта 2015 12:01

Базилю Манохину заодно с евонным брательником.

А если замесить театральное действо на тему о вашей маме? Или сестре? Или жёнах ваших, если они у вас есть? В самой фривольной трактовке? И крутить это за большие деньги? Ничего, не возражаете? Похоже, не возражаете - главное, чтобы с вами делились, да? Странные вы какие-то совки. Похоже, засланные.

На случай, если вы просто дураки, скажу вам, что следует деликатно относиться к тому, что для других свято. Если вы понимаете, что это такое. Иначе вы можете получить такое же по тому, что свято для вас. Я понятно разъяснил?

Инна Ищенко 29 марта 2015 03:39

Культура в России становится какой-то странной....и не только в Новосибирске,уж поверьте...Вы хотите сказать,что в этом коммунисты .виноваты????Да при коммунистах было все гораздо культурнее и нравственнее!

Сергей Дешкович 29 марта 2015 10:02

Не хотелось бы спорить с некоторыми комментаторами, театр - это дело, конечно, благородное, и творческий поиск должен быть, и опять-таки да - кому неинтересно, тот не ходит. Но есть одна заковыка, которая в статье точно подмечена - все это действо спонсируется государством. И если уж налогоплательщики в лице попов и верующих (а церковь-таки налоги платит, не говоря уже о верующих) имеют свои возражения, то их можно и послушать. А актуальное искусство в подобных случаях имеет все возможности актуализироваться за свой собственный счет. Ну, или за счет спонсоров. Я думаю, что если в каком-нибудь частном театре на частные деньги будет поставлена такая версия Тангейзера, то верующие сильно не возбудятся. Потому что скромная постановка в скромном театре, собравшая небольшое число истинных любителей - проблема вкуса этих самых истинных любителей, а не широкой общественности. Проще говоря - не надо втюхивать антирелигиозную пропаганду за гос.счет под видом высокого искусства, и не судимы (по разным там статьям) будете.

Danila Ivanov 30 марта 2015 12:00

Мне непонятно одно.

Почему опять все свелось, к уже надоевшему "противостоянию между атеистами и верующими"?

Господа атеисты и верующие дружно выдохните. Вас используют.

Здесь речь идет об откровенной порнографии, для этого есть стрип-бары, публичные дома... но тащить ЭТО на сцену, да еще и за государственный счет, это уже наглость.

Если я поставлю спектакль с детскими порно сценами, имитацией гомосексуализма, зоофилии и педофилии, но при этом вставлю образы Пророка Мухаммеда и Иисуса Христа... господа атеисты я получу Вашу поддержку?

Я стану "новым Шарли"???

Вы будите также говорить "о это новый взгляд", "о скорее бы к нам с гастролями"?

Если ДА, то может тогда дело не только в "Тангейзере"... а в том, что мы сами давно уже "радостно и с удовольствием разлагаемся"?

Люда 30 марта 2015 09:35

За оскорбленными чувствами верующих, которые оказались более бдительными, незамеченным остался один "маленький" подлог в "Тангейзер". Невеста была заменена на маму, а контекст остался. Вот такие "страсти по Христу" и такой психоанализ. А дальше каждый сам решает, что там у них за отношения. И что за умысел был у режиссера. Прямо "Театральный роман".... в худшем его виде.