Фильм "Территория" глазами геолога: теперь у нас есть своя кино-легенда

Денис Андреев

В середине марта сего года мне удалось воспользоваться служебным положением в личных целях весьма необычным образом – посреди белого дня к нам в «Казаньгеофизику» внезапно доставили 15 билетов на предварительный показ нового российского фильма «Территория» по роману Олега Куваева. Я подпрыгнул от радости – и причин тому было немало. Во-первых, прочтя эту книгу в детстве, я с удовольствием перечитывал ее неоднократно. Во-вторых, этот роман в немалой степени посодействовал тому, что я выбрал профессию геолога. В-третьих, предстоящий выход фильма в апреле я ожидал с нетерпением, посмотрев на ютубе рекламный ролик (который и вам рекомендую). Ну и в-четвертых – халява, сэр!

Несмотря на вечер пятницы, когда большинству нормальных людей хочется поскорее приползти домой и упасть обессиленным после трудовой недели на любимый диван, зал кинотеатра «Киномакс» на 208 мест заполнился почти до отказа казанскими геологами. Вокруг знакомые лица – из Татарского геологоразведочного управления, «Геолнеруда», геофака Казанского университета и других профильных контор, включая нашу. Таким составом в кино я еще ни разу не ходил – прикольно! Как же стало возможным подобное мероприятие?

Ситуацию прояснили режиссер и продюсер фильма, а также исполнитель одной из главных ролей, вышедшие поприветствовать собравшихся. Оказывается, в настоящее время они с недавно завершенной картиной совершают ознакомительно-рекламный тур по городам России, начав его в Москве, а затем направившись в Мурманск и далее через Сибирь на Дальний Восток и Чукотку. Каждый день – новый город. И в каждом городе фильм смотрят геологи. Про которых (и с участием которых), собственно, и снято данное кино. Сильный ход – мое почтение! Чтобы решиться на него, нужно быть крепко уверенным в качестве своего творения. Шутка ли – устроить предпоказ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ именно той публике, которая лучше всех способна заметить малейшую фальшь и туфту. Антиреклама может быть могучая. Но авторы, разумеется, рассчитывают на обратный эффект, о чем честно нас предупредили.

Итак, в зале погас свет и просмотр начался…

Исходя из того, что я геолог и хорошо знаком с книгой-первоисточником, первую половину жизни прожил в СССР, но не оставил абсолютно все самое лучшее и дорогое в тех временах, как многие мои пожилые коллеги, попытаюсь по возможности описать увиденное с доступных мне различных точек зрения.

Прежде чем разбираться с достоинствами и недостатками фильма, зададимся вопросом – для кого этот фильм?

Во-первых, конечно для нас – геологов, геофизиков и прочего экспедиционного люда! Не у всех человеческих общностей есть Свой фильм. Некоторым повезло еще в давние советские времена: альпинистам – у них есть «Вертикаль», монтажникам-высотникам – у них есть «Высота», летчикам-истребителям – у них есть «В бой идут одни старики»... Некоторым Свое кино подарили уже в современной России: подводникам – «72 метра», спортсменам – «Легенда 17». Вот и геологам очередь подошла. Со второго захода. Ведь «Территорию» уже единожды экранизировали – еще в 1978 году. Но будем откровенны – тот фильм получился слабеньким, даже несмотря на то, что сценарий писал сам Куваев, а в фильме играли такие корифеи как Банионис и Глузский. Почему так получилось? Есть у меня гипотеза, но об этом после.

Во-вторых, конечно, этот фильм предназначен людям старшего поколения – «нашим родителям, тем, кто тяжелым трудом построил в послевоенные годы счастливую жизнь». В кавычках, кстати, цитата из титров фильма, посвящение. Весьма редкая для современного российского искусства позиция, согласитесь! Но массовый современный зритель, который сделает (или не сделает) фильму основную кассу, и что гораздо важнее, которому фильм «Территория» сделает (или не сделает) какой-то важный сдвиг в душе, – этот зритель молод, не читал роман «Территория», далек от геологии и Советского Союза. Полагаю, и для него этот фильм. Хочу надеяться, что он и для тех, кто сегодня крутится как белка в колесе, зарабатывая деньги, но в глубине души подозревает, что не в деньгах счастье; тех, кто видит мир через экран ноутбука и планшета, но сетует окружающим, что «графика обалденная, а сюжет – отстой»; тем кто посмеивается над лохами-романтиками, но кому гаджеты не утоляют скуку; тем, кто живет комфортной «атомизированной» жизнью подальше от «быдломасс», но кому порой бывает одиноко.

Всем перечисленным выше категориям граждан я категорически советую сходить на фильм. Прихватив с собой жен и детишек, ибо в фильме нет ни разврата, ни кровищи, ни пошлятины. А любителям лихо закрученного сюжета, стрельбы и голивудских спецэффектов, наверное, будет скучно. Но им я тоже рекомендую сходить. Рискните! Вдруг по ходу просмотра выяснится, что вы просто слаще морковки ничего не пробовали (в смысле – ничего красивее планеты Пандора из «Аватара» не видали)?

Фильм «Территория» – действительно очень красивый. При этом компьютерная графика в нем отсутствует (за исключением титров, о которых далее). Лично я, зная пристрастие нынешних «кинотварцов» к этому сильнодействующему наркотику, испытал шок. Ну, конечно, я допускаю, что что-то где-то слегка «отфотошопили», но основная масса кадров – это вал красивейших натурных съемок. Горы и льды. Сопки и речки. Скалы и водопады. Зима и лето. Тайга и тундра. Земля и небо. Не Пандора, нет – все взаправду. Комары настоящие вокруг (чуть не прослезился)! Очень много съемок с воздуха, наверное, с беспилотника-квадракоптера, так как большой вертолет поднял бы рябь на зеркалах рек и озер, к которым опускается камера. Ощущение полетов во сне… Я полагаю, что даже если создатели фильма и планировали нарисовать какие-либо кадры на компьютере, у них просто не оказалось такой физической возможности. Чувствуется, столько натуры насняли, что и половины не влезло в двухчасовой фильм.

Но на титрах компьютерные видеохудожники отвели душу. И на вступительных, и на финальных (обязательно посмотрите их, если пойдете в кино, не спешите уходить из зала). Может быть, кто-то сочтет мой восторг неуместным, но мне при виде «геологических» вступительных титров захотелось вскочить и зааплодировать, так ловко и с пониманием сделано. Зачет, однозначно!

Чем еще хорош фильм «Территория», помимо северных красот?

Много чем. В этом фильме нет ни слова о «кровавой гебне», хотя действие происходит не где-нибудь, а на Колыме (ну, совсем рядом). Весь сюжет построен вокруг того, что один из главных героев – Чинков – идет «наперекор системе» и «совершает вопреки». Но при этом в кадре ни разу не появляется никаких отвратительных «тоталитарных упырей» – даже если действие происходит в Городе (т.е. Магадане) на заседании геологического управления «Северстроя» (то есть Главного Управления строительства Дальнего Севера НКВД СССР «Дальстрой») или в Москве, в кабинете заместителя министра. С удивлением видишь вокруг людей. Хороших, плохих, всяких. Весь фильм – про людей. В нем нет привычных киномонстров! Нет отвратительных «чернушных» мразей. Нет уродов (в широком смысле этого слова). Нет дебильных клоунов. Нет штампованных злодеев и их «тупых подручных», нет «забавных приятелей» главного героя.

Чем же заняты эти люди? Живут, решают проблемы (которых, в силу непростой окружающей действительности, вагон и маленькая тележка). Не скучают – некогда. Сопли с сахаром не разводят – не принято. Переживают радости – вроде свадьбы, или горе – вроде смерти близких. Думают. Совершают поступки.

И вот об этом – фильм.

Сюжет, конечно, есть. И к чести экранизаторов, сюжет взят из книги почти без искажений (серьезных режиссерских правок буквально две-три, и, на мой взгляд, они не идут на пользу фильму, но это разумеется субъективное мнение поклонника книги). Автор романа, напомню тем, кто не в курсе, – сам геолог, проживший и проработавший в тех краях много лет. Он писал «Территорию» с натуры, вплоть до того, что у героев есть реальные прототипы, пусть иногда собирательные. То есть история написана человеком неимоверно более компетентным в данном вопросе, чем любой титулованный выдумщик-сценарист. Но сюжет и в книге, и в фильме, на мой взгляд вторичен. Он играет роль рамки для портретов, для взаимодействующих характеров.

К подбору персонажей по мелочи придраться можно, но поскольку я читал книгу до просмотра фильма и давно нарисовал портреты героев у себя в голове, все придирки будут исключительно субъективными. Этих придирок собственно две: «не похож ихний Чинков на моего, мой посолиднее!» и «дядю Костю я себе по-другому представлял, постарше!» Наверное, это ерунда, а не придирки. Зато главный герой Баклаков – отличный. Гурин – отличный. Чукчи – дед с внучкой – просто восторг. Монголов, Апрятин, Кефир (по совместительству – Бог Огня), журналистка – хороши. Картонности и неестественности игры актеров я не заметил. Чувствуется, что постарались и те, кто отвечал за костюмы актеров и реквизит – множество памятных мелочей той эпохи радуют глаз. Есть, конечно, кое-какие ляпы (вроде попавшего в кадр вертолета Ми-2, не производившегося еще в описываемое время), но, повторюсь, это сугубо второстепенная в данном случае мелочь, которую большинство зрителей не заметит, и правильно сделает.

Взаимодействие характеров – изюминка произведения. И тут я должен поставить создателям фильма жирный плюс. Они сделали акцент на одном из сюжетных элементов романа, который, на мой взгляд, придает смысл всей затее с повторной экранизацией «Территории» именно сейчас.

Один из главных героев – петрограф Гурин – смотрится инородно среди других персонажей (это и по книге, и по фильму так). Яркое пятно на сером фоне. И вот во время одной сцены, очень подробно (дословно!) воспроизведенной авторами фильма из текста романа, он говорит: «Хочу дожить до восьмидесяти. Посмотреть, чем все это кончится… Вторая техническая революция. Всеобщее забалдение. Квартиры, финская мебель, мечта жизни – машина. Приобретатели, по-моему, собрались захватить мир. И ну его к черту!»

И тут словно пелена падает с глаз.

Гурин – эгоист, пижон и эстет, любитель красивых фраз, красивых поз, красивых шмоток и дорогой выпивки, но при этом высококлассный специалист и романтик в душе – это вылитый наш современник. Оглянувшись вокруг, мы увидим много таких Гуриных, успешных, амбициозных и креативных. Его мечта сбылась, он дожил до наших дней, посмотрел, чем «все это кончилось». Вместе с нами посмотрел. И затем каким-то чудом (талантом писателя Олега Куваева и режиссера Александра Мельника), словно в фантастическом романе, мы с ним попадаем в прошлое к «простым советским фанатикам», «совкам» вроде главного героя Баклакова, работяги-шурфовщика Кефира или старого чукчи Кьяе. И мы вместе с ним задаем себе вопрос – зачем живут эти люди? Интересны ли они нам? Нужны ли они нам? Как нам относиться к их странной философии – «уважать тех, кто пахнет потом, жалеть тех, кто пахнет деньгами», проступки «искупать работой», а работать по принципу «делай или умри»? И в то же время мы чувствуем их ответный пристальный взгляд. Взгляд тех, кто «кто тяжелым трудом построил в послевоенные годы счастливую жизнь» (помните титры?). Как им быть с такими пижонами, как мы? Презрительно игнорировать – в ответ на нашу надменность и предательство их святынь. Или продолжать трудиться совместно с нами ради какой-то непонятной нам, но понятной им цели? А если мы поломаем себе ноги на каком-нибудь крутом повороте истории, предпочтут они бросить нас или будут тащить из последних сил? Спасать, загоняя насмерть любимых олешков, как старик Кьяе?

Если вас интересует ответы на эти вопросы – сходите на «Территорию». Не пожалеете.

Музыка и песни, звучащие в фильме, тоже сродни встречным взглядам – из настоящего в прошлое и из прошлого в настоящее. Сначала в соответствующий напряженный момент фильма звучит песня про Большую Медведицу, аранжированная в современном стиле. А спустя некоторое время, в аналогичной ситуации – песня Визбора. Как говорится, прочувствуйте разницу… И может быть, многие со мной не согласятся, но я рад, что далее до самых финальных титров «Территории» звучала бардовская советская классика. Которой, кстати в старом советском фильме нет.

И становится понятно, почему «не взлетел» фильм 1978 года, не потянул на Свой для геологов. Хоть и снимался на той же Чукотке. Дело здесь не в прогрессе видеотехники (хотя он, конечно, просто потрясающий). И не в том, что сценаристы или актеры сейчас стали лучше (достаточно вспомнить недавнюю череду убогих ремейков советской киноклассики). Главное – сорок лет назад, когда писался роман и снимался фильм, не был пройден еще до конца путь советской геологии. А не пройдя его, не потеряв многое из того, что тогда казалось незыблемым, и не обретя того, что казалось тогда немыслимым, нельзя было взглянуть под нужным углом на эпоху «Северстроя», рубеж пятидесятых и шестидесятых. И увидеть ее людей более живыми, более близкими, более правыми и более нужными, чем из 1978 года, как это ни парадоксально.

Вот такие мои впечатления… И, конечно, мне повезло с аудиторией при данном просмотре. Все двести человек сидели тихо. Два часа никто не чавкал попкорном и не гоготал. Геологи, не отрываясь, смотрели Свой фильм. До конца заключительных титров.

Чего и вам желаю!

Войти с помощью:

Felix Gindes 22 апреля 2015 04:43

Я не геолог,я горный инженер,бывший шахтёр,ныне пенсионер.Я прочёл,очень давно книгу Олега Куваева "Территория" и она мне очень понравилась.С удовольствием посмотрю и последнюю экранизацию книги,тем более,что её оценивает геолог,а "Территория"книга о геологах.

yanval 23 апреля 2015 12:38

Отрадно, что, несмотря на усилие авторов цитаделей, жив российский кинематограф. Пример тому – замечательный фильм «Территория» – фильм, в котором каноны советского киноискусства сочетаются с лучшими (подчёркнуто) достижениями современного западного кинематографа. И это – его отличие от основного потока цитаделелевифанщины, выдаваемой за российское кино. Отрадно, что это – не первая и уже далеко не одинокая ласточка.

Да, и ещё один нюанс – финансирование фильма шло за счёт ряда добывающих компаний, что иллюстрирует то, что снимать хорошее кино и сосать деньги у государства на победу над Голливудом – разные вещи.

Danila Ivanov 24 апреля 2015 12:46

Я жалею, что я не "совок", а скорее "креативный класс".

Быть "совком", для меня, это иметь другую систему ценностей, другие нравственные ориентиры... где деньги, власть, жизнь... не имеют значения. Это не понятно мне...

Ay49Mihas 30 апреля 2015 07:54

Тоже посмотрели, очень хорошее советское кино. Понравились герои, характеры, красивые виды... Особо обратил внимание, что фильм снят без поддержки министерства культуры, что, видимо, теперь как знак качества :)

Ярослав Евтихиев 03 мая 2015 09:06

Доброго вечера.

О фильме узнал из вашей статьи. Решил сходить с женой и не прогадал. Это кино нужно смотреть именно на широком экране.

Сам я далек от геологии. Работаю управленцем в сельском хозяйстве, поэтому в землю дальше глубины вспашки не лез. Но из фильма вынес два положительных впечатления. Вернее даже три. Но третье оно получилось уже по размышлениям после фильма.

Во-первых, природа. Монументальная природа. Величественная. Никогда бы не подумал, что мне, степному жителю, придутся по нраву эти пейзажи. Широту и размах России после фильма ощущаешь полнее. Оказывается, что Магадан это прежде всего красиво. Ну и взаимодействие человека с природой показано реалистично. Где-то природа испытывает температурой. Где-то расстояниями. Где-то животным миром. И это мне близко и по-настоящему интересно. Супероружия уже не цепляют. В детстве советском казалось круто. А сейчас как-то видно где настоящие испытания и борьба, а где придуманная.

Во-вторых, люди. Характеры. Когда управленец на ответственности которого была жизнь людей беспомощно метался, надеясь, что "пронесет" я переживал полнее, чем в придуманной ситуации, когда какой-нибудь Индиана Джонс находится в комнате со сдвигающимися стенами. И на стуле ерзал. Что ж ты, мол, лупень, делаешь! Это же люди! И когда мировой дедок, Кьяе, немногословный такой, статичный и созерцательный оказывается в ситуации, когда от него зависит жизнь человека, он не корчит жутких рож... Характеры в фильме передаются не через образы, а через действия. И это очень правильно. Это именно тот шаг назад в механике кино, который и нужен. Именно сейчас. Такое кино интересно. Интереснее реалити шоу. Реалистичнее и жизненнее.

В-третьих, мне нравится жанр. Производственная драма незаслуженно забыта со времен СССР, когда этим жанром злоупотребляли. И недорабатывали его. Героизм в жизни он ведь не в том, чтобы спасти мир в каждой серии от неведомой хрени. Весь фильм провел в ожидании "героя". Ну, там найти тонну золота или обезвредить преступную банду. А героизм-то оказался не киношным! Встать на совещании и сказать "территорию я вам не отдам" - это героизм. Для этого надо впахивать с десяток лет, добиться результата и уметь хорошо разбираться и в профессии и в людях... Незрелищно? Зато это правда! Героизм в том, чтобы, неся за плечами кусок золота, думать о том, как на основании этого куска возникнет завод, который начнет это золото добывать тоннами. Я это знаю из работы. Своей работы. Но в кино я таких героев не видел до этого фильма очень, очень и очень давно. Поэтому для меня и для многих других сврестников герои это те, кто вовремя урвут себе кусочек из мироздания. Ну, там отожмут ТП из Питера на поматросить или свистнут не песчинку золота как лохи а целый пуд. Ну, сами знаете. А это по факту не героизм, а культурная бомба давным-давно сдетонировавшая в мозгах нации.

А надо бороться со злом. А по праздникам смотреть такие фильмы.

allunab 31 августа 2015 11:22

Народ! Девушка подарила капли что кардинально изменили мою жизнь!Теперь мой секс дольше в разы, а оргазмы ярче. И она довольна и я почувствовал себя мужиком!Это реально секрет мужского величия, вот почитайте

http://ow.ly/NJNdK